По страничкам «Музыкальной литературы» - Администрация Котельниковского района
Вернуться к обычному виду

По страничкам «Музыкальной литературы»

Версия для печати

По страничкам «Музыкальной литературы»


Прошедший учебный 2014-2015 год принёс много творческих побед Детской школе искусств им. Ю.А. Гагарина на Областных, Всероссийских, Международных конкурсах. Особенно хочется отметить удачи учащихся музыкальных отделений, которые успешно выступали и заняли призовые места в конкурсах по учебному предмету «Музыкальная литература».

Ольга Никульчева

Лауреат II степени

Межзональный конкурс учащихся по музыкальной литературе р.п. Иловля;

Дарья Котельникова

II место

Всероссийский дистанционный конкурс по музыке «Музыкальные гении»,

Лауреат III степени

Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS»;

Виктория Яковенко

I место

Международная викторина по музыкальной литературе, посвящённая 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского;

Анастасия Семенова

I место

Всероссийский дистанционный конкурс по музыке «Музыкальные гении»,

II место

Международная викторина по музыкальной литературе, посвящённая 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского;

Алексей Марков

Лауреат II степени

Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS»,

II место

Всероссийский конкурс "Медалинград - март 2015"

Номинация: "Детские исследовательские и научные работы, проекты"

Работа: "Великий Бах",

I место

Международная викторина по музыкальной литературе, посвящённая 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского

преподаватель О.Н. Дьяченко;

Софья Якимова

Лауреат III степени

Межзональный конкурс учащихся по музыкальной литературе р./п. Иловля

Лауреат III степени

Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS»

преподаватель Н.В.Сенаторова.

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Эта учебная дисциплина изучается в старших классах в школах искусств, а также музыкальных колледжах.

Регулярно и по этому предмету проводятся конкурсы, викторины разного статуса: Областной, Всероссийский, Международный. Конкурсные испытания бывают разными и не простыми:

Музыкальная викторина - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

Музыкальная мозаика (тест, кроссворд, тематическая викторина)- знание фактов из биографии и творческого наследия композиторов, знание музыкальной терминологии (средств выразительности, формы, жанры, особенности звучания музыкальных инструментов);

Исследовательская работа – расшифровать музыкальную монограмму, проанализировать музыкальное произведение, рассуждение о самобытности творческого наследия композитора;

Творческое задание – составить кроссворд, ребус по музыкальным темам, сочинить сонет о музыке.

Вот фрагменты конкурсных ответов:

Всероссийская олимпиада по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS»

Алексей Марков

Задание №1. «Медальоны» (фрагмент задания)

И. Северянин


В 1934 году в Белграде вышла книга одного из самых противоречивых поэтов Серебряного века – Игоря Северянина. Сборник стихов «Медальоны» был составлен из 100 сонетов о поэтах, писателях и композиторах, написанных в разные годы. Он обыграл названия, смысловой или сюжетный ряд, а также имена героев некоторых произведений.

Прочитайте сонеты. Узнайте композиторов. Прослушайте 10 музыкальных фрагментов. Определите, какие 5 из них принадлежат этим композиторам.

Отдохновенье мозгу и душе

Для дедушек и правнуков поныне:

Оркестровать улыбку Бомарше

Мог только он, эоловый (имя композитора).

Глаза его мелодий ясно-сини,

А их язык понятен в шалаше.

Пусть первенство мотивовых клише

И графу Альмавиве, и Розине.

Миг музыки переживет века,

Когда его природа глубока, –

Эпиталамы или панихиды.

(Имя композитора) – это вкрадчивый апрель,

Идиллия селян «Вильгельма Телль»,

Кокетливая трель «Семирамиды».

Джоаккино Россини

музыкальный фрагмент № 5 - увертюра к опере «Вильгельм Телль»

Творческие работы:

- Составьте кроссворд на музыкальную тему.

Дарья Котельникова

ВОПРОСЫ КРОССВОРДА:
По горизонтали:
1. Волшебная опера-балет Н.А. Римского-Корсакова.
5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.
7. Советский, российский композитор , пианист, педагог, народный артист СССР, Государственной премии России, автор балета «Дама с собачкой».
8. Советский и российский композитор с германской фамилией
11. Жанр народной песни в музыке, литературе посвященный историческим событием и героям русской истории.
14. Советский композитор - классик, пианист, дирижер, профессор, доктор искусствоведения, педагог и общественный деятель, народный артист СССР, один из самых исполняемых в мире композиторов.
15. Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образом ночи.
17. Русская песня с лирическим содержанием, исполняют девушки, двигаясь по кругу, змейкой.

По вертикали:
1. Польский народный танец в трехдольном размере, в котором акцент может падать не только на 1, но и на другие доли такта.
2. Из какой оперы Н. Римского-Корсакова выражение «Не счесть алмазов…»
3. Лицо, управляющее оркестром, хором или танцами на балу.

4. Бальный танец в трехдольном музыкальном размере.
6. Балет С.С. Прокофьева.
9. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
10. Клавишный музыкальный инструмент.
12. Небольшая по размерам ария.
13. Медный духовой инструмент.
16. Интервал, охватывающий четыре ступени.
18. Советский композитор, написавший музыку к балету «Стальной скок».

кроссворд



- Попробуйте сочинить сонет сами! Темой сонета должна стать музыка.

Алексей Марков

Посвящается Иоганну Себастьяну Баху

СОНЕТ

Твой образ ныне вдруг вернется

Ко мне, создатель фуг, токкат,

Клавира трель внезапно изольется,

Когда померкнет вновь закат.

Быть может, жизнь без умиленья

Его полна препятствий н и невзгод,

Серьезными покажутся творенья

Богатой знати и господ.

Любовь к Германии юнца,

К органу, скрипке и капелле

Не вспыхнула пожаром у слепца,

И сердце вновь хорал запело.

Но сыновья напрасно возражать могли

Отцу, которого, увы, не сберегли.

- Составьте «музыкальные» ребусы.

Софья Якимова

Составьте «музыкальные» ребусы










Международная викторина по музыкальной литературе, посвящённая 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского

Виктория Яковенко

К сочинениям какого русского композитора особенно восторженно относился П. И. Чайковский отзываясь о них: «идеально изящная, необыкновенно тонкая и поэтическая инструментовка», «архигениальная, стоящая наряду с высочайшими произведениями творческого духа великих гениев», а одно из произведений вообще считал началом всей русской композиторской школы: «Вся она в … , подобно тому, как весь дуб в желуде!»?

М.И. Глинка

М.И. Глинка


Изучая сочинения композиторов прошлых веков и своих современников, слушая их на концертах, в театрах, проигрывая на фортепиано, Чайковский постоянно размышлял о путях развития музыки, о национальной самобытности, о проблемах творческого процесса, мастерства; в письмах, дневниковых записях, в музыкально-критических статьях высказывал волнующие мысли.

Преклоняясь перед лучшим, что было создано в русской музыке, особенно восторженно относился Чайковский к сочинениям Глинки: к опере «Иван Сусанин» — «с ее идеально изящной, необыкновенно тонкой и поэтической инструментовкой», «архигениальным, стоящим наряду с высочайшими произведениями творческого духа великих гениев, „Славься"», к музыкальным ценностям оперы «Руслан и Людмила».

А его гениальную симфоническую фантазию «Камаринская» считал началом всей русской композиторской школы: «Вся она в Камаринской, подобно тому, как весь дуб в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все его богатство».

Алексей Марков

Какой инструмент оказал сильное музыкальное впечатление на маленького Чайковского, и оставил след в его душе на всю жизнь?

Чайковский уже в раннем возрасте подбирал на фортепиано на слух те музыкальные произведения, которые услышал в заводном органчике-оркестрине.

5



В начале XIX века под названием оркестрион (также оркестри́на) появился ряд автоматических механических инструментов, приспособленных для имитации звучания оркестра. Инструмент имел вид шкафа, внутри которого был помещен пружинный или пневматический механизм, который при вбрасывании монеты приводился в действие. Расположение струн или труб инструмента было подобрано таким образом, чтобы при работе механизма звучали определённые музыкальные произведения. Особую популярность инструмент приобрёл в 1920-е годы в Германии. Позднее оркестрион был вытеснен проигрывателями граммофонных пластинок.



Всероссийский дистанционный конкурс по музыке «Музыкальные гении»

Анастасия Семенова

Самый большой-духовой музыкальный инструмент?

Орган – музыкальный инструмент, который, называют «королем музыки». Грандиозность его звучания не имеет равных. Это самый большой в мире музыкальный инструмент (высотой с 4-5этажный дом), и него сложная система управления. Звуки органа способны передать различное эмоциональное состояние, поэтому музыкальное содержание не имеет границ: от тонкой лирики до патетики и трагедии. Возраст инструмента – около 28 веков. Этот инструмент начал свою историю с древних времен с водяного органа, и продолжает развитие в современном мире, используя современные технология для своей работы. Каждый орган звучит по-разному, что зависит от строения (трубы, регистры, педаль) каждого инструмента в отдельности, это позволяет ему имитировать звуки других инструментов - духовой деревянной, медной, струнной, и даже ударной).